Среда, 21 апреля 2021
г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 3

Заслуженный работник культуры Бурятии Лира Данриевна Хилтухина: Мы с честью прошли этот жизненный путь…

Хилтухина Лира Данриевна – концертмейстер, заслуженный работник культуры Республики Тува, заслуженный работник культуры Бурятии. Работает в Бурятском республиканском хореографическом колледже им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева с 1961 года.

Я, Хилтухина Лира Данриевна, единственный ребенок бурятского поэта и писателя Хилтухина Данри Даниловича и Анны Петровны Николаевой. Как все дети в СССР училась в общеобразовательной школе, а также в музыкальной школе, у самого лучшего музыкального педагога Веры Борисовны Шестаковой.

Хореографическое училище открывает двери

После окончания музыкальной школы в 1961 году поступила в музыкальное училище на отделение фортепиано.

И вот, в 1961 году будучи студенткой меня пригласили работать в только что открывшееся хореографическое училище. Музыку урока классики пришлось осваивать заново. Мужской урок тогда вел Дамбиев Виктор Дамдинович, а вот женский урок вела А. Афанасьева-Кузнецова. Это был первый набор училища. Помню всех, это были: Т.М. Миханошина, Болтоева, Е.Б. Самбуева, Дружинина, А.Н. Павленко, Муруев, Майорова, Дамдинжапова, Бадмацыренова, Дамбаева, Первушина и т.д.

В 1968 году я поступила в штат училища. На посту директора был Владимир Агбанович Лобанов. Замечательные педагоги всегда помогали советами, наказами. Тогда я и научилась понимать балетную лексику, музыкальную палитру танца. Директор Лобанов был удивительным руководителем. Ценил труд каждого работника. В то время трудились замечательные педагоги: Олзоева И., Салянникова К., Кондратьева А., Кузнецова В., Абашеев П.Т., Сахьянова Л.П., Короткова О., Тыжеброва З., Павленко А., Самбуева Е., Ганженко В.

Гастроли, класс-концерты, выпускные спектакли, отчетные концерты, постановки: «Щелкунчик», «Шопениана», «Фея кукол», «Кошкин дом». Госэкзамены были проверкой на знак качества: приезжали корифеи, мэтры в области балета: Г. Прибылов, Е. Громова, Ю. Громов и т.д. Мы с честью прошли этот жизненный путь.

Любимец детей

Все, с кем я работала, были профессионалами высокого класса, фанаты балета. Они давали пищу для работы концертмейстера. Мной были освоены все специальные предметы – это классика в мужском классе и женском характерный танец, дуэтный, ритмика, историко-бытовой, мастеров актера. Параллельно дети обучались общему фортепиано. Дети из Тувы, Якутии, Чукотки, Дальнего Востока, районов республики.

Я работала с Петром Тимофеевичем Абашеевым в течение 20-ти с лишним лет. Я всегда удивлялась его работоспособности. Рабочий день у него начинался с 8:30 – это классика у мальчиков. Затем в 10:00 мужской урок в театре, иногда вел и женский. В 12:00 часов театральные репетиции. В 14:30 урок у Ларисы Петровны Сахьяновой. Часто они вместе вели занятия. В 16:00 часов начинался дуэтный урок. В 18:00 – репетиции в театре, которые могли завершится в 22:00 часа. А дома он часто смотрел трансляцию хоккея или футбола. Это обычный рабочий день. Если шли постановочные репетиции, то день заканчивался еще позднее. Уроки у Абашеева проходили интересно. Дети его любили, готовы были репетировать много и долго. Учащимся нравились уроки, репетиции. Никогда не было скучно, нудно. Петр Тимофеевич был музыкальным от природы, слышал любую фальш. Прекрасно сам мог играть на фортепиано. Много можно рассказывать об этом человеке. Я считаю себя счастливой, т.к. в моей жизни были такие люди, как Лариса Сахьянова и Петр Абашеев.

Талант и безупречный вкус

Лариса Петровна – это особая веха в жизни нашего училища. Она вела женские уроки, концертмейстером у нее была Гомбоева Наталья Цыремпиловна и я. Труд был особенно сложным Лариса Петровна обладала безупречным вкусом и почти абсолютным слухом. Мы чередовались с Натальей Цыремпиловной, она являлась многодетной мамой, и я тоже. У нее трое деток, а у меня пятеро. Ученики просто боготворили этих чудесных людей, которые сами обожали детей. Лариса Петровна часто вспоминала свои годы учебы в Московском хореографическом училище, как о детях заботились преподаватели. Как они подкармливали детей вкуснейшими пирожными, конфетами и т.д. Эту традицию Абашеева и Сахьянова проводили и в Улан-Удэнском училище. После спектаклей они приносили в гримерки полные подносы сладостей, соков, купленных на собственные деньги. Все это могут подтвердить мои дочери, которые учились в нашем колледже – это Эржена и Мария. Из пятерых детей двое закончили училище. Эржена работала в Новосибирске, долгое время танцевала на сцене Академического театра, сейчас работает ведущим хореографом в школе искусств. Мария окончила училище в классе Сахьяновой. Танцевала в Бурятском академическом театре оперы и балета, окончила ВСГАКИ и МГАХ. Преподаватели в колледже классику, историко-бытовой танец, ведет репетиции, методист.

Очень сложными были госэкзамены. Абашеев любил готовить уроки незадолго до государственных экзаменов. За 10-15 дней музыкальный материал подбирали вместе, часто приходилось импровизировать, много прыжков, вращений, сложнейших адажио. У Сахьяновой были требования просто сложнейшие. Она могла поменять комбинации прямо на экзамене. Можете себе представить, каким уровнем мастерства надо обладать, чтобы соответствовать уровню требований этих мэтров балета. Лариса Петровна обожала на отчетных концертах в I отделении ставить классический концерт, по примеру ведущих училищ, все шло под фортепиано. Надо было заниматься подбором материала, учить клавиры, искать ноты, чтобы найти нужно было перебрать много фортепианного материала, балетного даже баянного, джазового материала.

Профессионалы своего дела

Очень интересно вела уроки Кондратьева Элеонора Александровна. Педагог от бога. Никогда не повышала голос, говорила тихо, едва слышен был ее голос, а замечания были всегда методически  правильные. В Вагановской академии отмечали, что Кондратьева могла работать даже у них. Все ученики этого педагога вспоминают ее с благодарностью. Будучи педагогом-универсалом Кузнецова А.А. могла вести уроки классики у девочек и у мальчиков, а также характерный танец, была хорошим репетитором, особенно с младшими классами и с массой, где был задействован почти весь коллектив школы.

Павленко Алексей Николаевич – это партнер Л.П. Сахьяновой. С Александром Николаевичем я работала долгое время. Он фанатично предан балету, музыкальный материал подбирали очень скрупулезно. Это был и Шопен: вторая баллада, и Пахмутова, музыка из оперетт, Шнитке, Прокофьев, Черни, Бетховен, Глинка и т.д. Я ездила на конкурсы, на съемки учебных фильмов, на стажировку в Ленинград и т.д. До сих пор работаю в колледже, в классе Виктора Александровича Ганженко – замечательного педагога, фаната своего дела. Это лишь краткие записи, т.к. многогранная работа требует написания или создания книг, монограмм и мемуаров. Наш колледж, наши учащиеся, наши выпускники, которые работают по всему миру доказали и доказывают о состоятельности, уникальности нашего учебного заведения. Хотелось бы добиться наконец-то нового здания, удобного, чтобы рядом интернат располагался.               

Наши педагоги востребованы в Китае, Корее, Японии, США, Германии, Бельгии, Испании, Израиле и т.д. Специалисты высокого класса – это концертмейстеры балета. Лучше их нет в республике. Это те, кто работал в течение 60-ти лет. Струлевич, Гомбоева, Красикова, Буланкина, Малтугуева, Лазарева, Арзуманов, Иванов, Миронова, Куклина, Корнеева, Баторова, Данилова, Котельников, Рупышева, Галсанова.

«Настоящие звезды»

Петр Абашеев и Лариса Сахьянова были добрыми и бескорыстными, когда мы поехали на конкурс в хореографическое училище в Новосибирск. Петр Тимофеевич в течение всей поездки до Новосибирска кормил и поил весь вагон, он выходил на остановках и покупал картошку, пирожки, вареники и т.д. Когда мы приехали и вышли на перрон Петр Тимофеевич спросил: «Лира, а у меня совсем нет денег, а ведь Лара мне дала достаточно». Я ответила: «Петр Тимофеевич, вы же все потратили, вы два дня поили и кормили весь вагон». Его встретили друзья – Бердышев и его жена на Волге, можно сказать, что Петра Тимофеевича возили, кормили без копейки денег. Этот случай говорит о многом. Петр Тимофеевич работал в Мексике, в Академии танца. Рассказывал, как там живут и учатся дети, платят за учебу, у всех учащихся есть автомобиль, но никто никогда не предлагал ему подвезти его на работу. Ученики едут мимо него на урок и кричат «Хэлло, маэстро!» и проезжают мимо.

Абашеев и Сахьянова – это настоящие звезды, не фальшивые, когда они шли по улице все прохожие любовались ими. Долгое время они жили в гостинице, не было своей квартиры. Помню замечательные образы, созданные на сцене, которые брали за душу: «Барышня и хулиган», «Красавица Ангара», «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Кармен», «Испанские миниатюры», «Болеро», «Легенда о любви» и т.д. Зрители плакали и радовались над этими образами. Какое счастье – быть рядом с такими людьми. А персидский танец – это шедевр, который всегда шел на «бис». Ларису Петровну вызывали много раз на «бис» в Москве и Ленинграде и за рубежом.

Дома у Ларисы Петровны и Петра Тимофеевича было много книг, они собирали их долгие годы – привозили с гастролей, с командировок. Лариса Петровна обладала безупречным вкусом, всегда выглядела шикарно: сумки, платья, кардиганы и т.д. Все было оригинальное, я таких вещей нигде не видела, а духи были такие редкие, с особенным ароматом Востока, может быть, «Каир». Лариса Петровна не разрешала ученицам носить украшения, краситься, по ее мнению, балерины должны быть скромными и трудолюбивыми, начитанными умницами.

Овации и крики «Браво!» – это все для них народных артистов, настоящих звезд, выдающихся деятелей искусства.

 

Уникальный коллектив

Отдельно хочется рассказать о наших пианистах. Замечательные, профессионалы, знатоки своего дела. Гомбоеву Наталью Цыремпиловну выбрала в класс сама Лариса Петровна. Красикова Марина Викторовна могла работать с любым нотным материалом. Буланкина Марина Константиновна обладала исключительным абсолютным музыкальным слухом. В данный момент является ведущим педагогом в МГАХ. Баторова Дарима Дамдиновна музыкант с большим опытом работы с хореографами, человек с таким запасом памяти на стихи, на даты, на номера телефонов. Куклина Галина Николаевна опытный музыкант, играет репертуар в младших классах, что особенно требует умения подбирать музыкальный материал. Хорошо обучает детей игре на фортепиано. Корнеева Татьяна Николаевна – музыкант, палочка-выручалочка, может играть любой предмет специального цикла. Рупышева Ольга Николаевна – заведующий цикловым отделением, концертмейстер, прекрасный музыкант. Часто ведет госэкзамены, классику, дуэтные репетиции, выезжает в Сочи.

Кальянова В.Л. – пианист, постоянно находится в поиске музыкального материала. Я думаю, что все наши музыканты всегда в поиске, перелопачиваем горы нот, ищем в компьютере, в записях концертмейстеров Москвы, Санкт-Петербурга.

Галсанова С.Ц. – это молодой, но перспективный пианист, ведущий музыковед, обладает техникой, импровизирует.

Вашкевич Л.А. – человек оркестр, может играть на разных музыкальных инструментах обширный репертуар. Организатор мероприятий.

Весь коллектив является уникальным, ведущим не только в республике, но и за пределами Бурятии. Почему же нас мало привлекают к участию в конкурсах в качестве жюри: школьных, студенческих, хореографических коллективов. Надо дорожить педагогами-хореографами и педагогами-концертмейстерами.

Можно еще рассказать о БРХК им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева, но это я представляю другим педагогам нашего колледжа.