Среда, 21 апреля 2021
г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 3

Заслуженный артист России А.Н. Павленко: Когда шли с другом поступать в хореографическое училище, мы не знали, что такое балет…

Заслуженный артист России А.Н. Павленко: Когда шли с другом поступать в хореографическое училище, мы не знали, что такое балет…

В 1967 году Алексей Николаевич окончил Бурятское хореографическое училище (ученик В. Дамбиева и Б. Васильева), став одним из первых его выпускников. В том же году был принят в труппу Бурятского государственного ордена Ленина академического театра оперы и балета и одновременно начал преподавать в Бурятском хореографическом училище.

В 1974 году был удостоен звания заслуженного артиста Бурятской АССР. В 1979 году солист балета получил звание заслуженного артиста РСФСР. В 1990 году окончил ГИТИС им. А.В. Луначарского (балетмейстерский факультет). В 1994-1997 годах — директор балета Красноярского государственного театра оперы и балета и одновременно педагог Красноярского хореографического училища. С 1997 года педагог-репетитор Красноярского государственного театра оперы и балета и педагог Красноярского хореографического училища. Гастролировал за рубежом.

То, что открылось хореографическое училище, узнал случайно. В сентябре 1961 года я не пошел в школу, проспал. Мама ушла рано утром на работу. Я лениво потягиваясь, слушал радио, в это время сообщали разные новости на бурятском, а затем на русском языках. И, вдруг я услышал, что в театр оперы и балета набирают мальчиков с 11-ти лет, что такое театр я примерно знал, так как уже выступал с хором, в качестве запевалы, на сцене драматического театра. Театр драмы и оперный театр тогда были практически соседи, оперный на горе, а драматический театр под горкой.

Недолго думая, я наделся, в коридоре встретил своего друга, и мы вместе пошли в театр оперы и балета, поступать в училище на артистов балета. Забавно и то, что мы с приятелем не знали, что такое балет.

Нас спокойно пропустили в театр, сказали на какой этаж подниматься, одним словом, перед солидной комиссией предстали два парня с улицы, в семейных трусах и майках на вырост. Мне сейчас понятно, почему на лицах принимающей комиссии было выражение недоумения. А представляли приемную комиссию выдающиеся артисты, чьи имена были у всех на слуху: Лариса Петровна Сахьянова, Петр Тимофеевич Абашеев, Виктор Дамдинович Дамбиев и другие.

В итоге, моего друга не приняли, женская форма ног не понравилась, а меня взяли. Первый человек, которому я сообщил новость – это мама. Так, я попал в класс Дамбиева В. Д, остальные парни, которые поступали со мной, учились у Абашеева П. Т. Сформировались тогда две группы, первая уже давно

занималась, а группа, в которую попал я, являлась дополнительной. Позже нас объединили в один класс и нашим педагогом стал Бакалин Николаевич Васильев, он нас и выпустил.

В первый год мы обучались профессиональным дисциплинам в театре, в нашем распоряжении были малый и большой залы, а общеобразовательные предметы проходили в школе-интернате № 1, там и жили иногородние, в частности я. Меня взяли на бюджетное место, выделили место в интернате. С утра мы шли в театр оперы и балета, а затем в школу-интернат №1.

Уже на второй год обучения мы переехали в другое здание, которое располагалось по улице Смолина. В одном здании мы постигали общеобразовательные предметы, а в другом находилось общежитие. В этом общежитии я уже не жил, так как мог добираться до школы пешком. Питались в судостроительной столовой. Мой первый учитель по классическому танцу Дамбиев Виктор Дамдинович, а учитель по музыке Короткова Елизавета Михайловна. Я благодарю Елизавету Михайловну за то, что многому научила, не только азам игры на фортепиано, но и внешним манерам поведения.

Нас, конечно, во время учебы, занимали в сценической практике, меня в первый год еще не выпускали на сцену, видимо был еще не готов, но когда на второй год выпустили в поварятах в балете «Дон-Кихот», то балетмейстер-постановщик сделал мне персональное замечание, что я активно двигаюсь по сцене.

Следующим было выступление в «Арагонской хоте», мы танцевали вдвоем с Муруевым Ю.Ф., девочку не помню, пусть она меня простит, скорее всего это была Дружинина Ира или Катя Самбуева. Бакалин Николаевич после выступления подарил нам вкусные шоколадные конфеты, это был двойной праздник. Этот момент я запомнил навсегда, теперь я угощаю конфетами своих учеников каждый раз, когда они выходят на сцену.

В соло меня больше не выпускали, так как у меня были средние данные: маленький, суховатый, с не очень красивыми линиями ног, одним словом, мне приходилось только вздыхать и завидовать тем, кто танцевал соло.

В выпускном классе я выпросил для себя соло в «Щелкунчике». Есаулова Ксения Андреевна смогла разглядеть во мне будущего артиста. Так, я станцевал две роли, Дроссельмейера и Короля Мышей в балете «Щелкунчик». Партию Дроссельмейера танцую до сих пор, каждый декабрь, вот уже 10 лет выхожу на сцену со своими учениками. Наверное, в этом спектакле проснулся во мне артист, который стал преданно служить балету, вот уже больше 50-ти лет.

С благодарностью вспоминаю свою жизнь в стенах училища, своих педагогов по предметам: история балета, история театра, история музыки, нашего любимого учителя по физике. И, конечно, же всех кто лепил мою будущую

жизнь в области профессионального образования – это Дамбиев В.Д., Васильев Б.Н., Болдунникова А.А., Тыжеброва З.Н., Абашеев П.Т., Сахьянова Л.П.

У колледжа есть история и добрые традиции, поэтому надо с особым вниманием относиться к наследию, которое оставили наши педагоги. Хочу подчеркнуть, что все наши педагоги получили отличное образование, у них есть чему поучиться. Бескорыстное служение моих учителей высокому искусству танца заставило меня продолжить образование в ГИТИСе им. Луначарского в Москве, а затем я работал в стенах родного училища. Конечно, не забывая о современных требованиях сегодняшнего дня, я старался ничего не потерять от своих педагогов. И, конечно, я мечтаю о том, что со временем колледж станет академией танца.