Четверг, 21 января 2021
г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 3

О фестивале балета, посвященном творчеству народной артистки СССР Ларисы Сахьяновой. Автор: Л. Мартыненко – театровед. Статья опубликована в газете «Бурятия» в 1993 году.

«Духовное притяжение»

Это может показаться странным, но именно в последнее время по всей России, у нас в Бурятии искусство часто заявляет о себе фестивалями, конкурсами, праздниками. Наверное, прежде всего для того, чтобы напомнить о своём существовании… И люди откликаются – тяга к прекрасному подобна надежде – жива, покуда жив человек.

В Бурятском государственном академическом театре оперы и балета состоялся фестиваль балета, посвященный творчеству народной артистки СССР, лауреата Государственной премии Российской Федерации им. Глинки, лауреата Государственной премии Республики Бурятия Ларисы Сахьяновой.

Фестиваль стал возможным благодаря спонсорам. Генеральный спонсор – акционерное общество межрегиональный торговый дом «Ариг Ус».

Искусство Л. Сахьяновой волновало и притягивало сердца великого множества зрителей у нас в стране и за рубежом. Прошло как семь лет как Лариса Петровна не танцует. Все вокруг стремительно изменилось, наступило время перемен.

5 октября, в день открытия фестиваля, все мы переживали боль московских трагических событий. Были сомнения…

Но вновь, как и прежде, - искусство, имя Л. Сахьяновой сотворили чудо. Театр был как никогда полон, холодное, неотапливаемое еще здание согрето дыханием благодарных зрителей, их доброжелательным приемом, их аплодисментами. Казалось, тепло излучали розы, которые алели в трепетных от волнения руках Л. Сахьяновой, в руках всех участников гала-концерта, и которые, сами того не ведая, цветом своим невольно напоминали о том, что происходило накануне в сердце России…

Фестиваль позвал гостей, и они прибыли: молодые артисты из Монголии – делегацию возглавил директор музыкального колледжа Улан-Батора Эрдэнэман, солисты балета из Новосибирска – заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов Татьяна Кладничкина и Владимир Григорьев, чье присутствие так украсило фестиваль, представители (Саха) Якутии, солисты театра оперы и балета Гюльнара Дульская и Борис Матвеев.

К сожалению, по причинам вполне объяснимым смогли приехать не все, кого ждали.

В фестивале приняли участие солисты и артисты бурятского балета, хореографическое училище (художественный руководитель – народный артист России, лауреат Государственной премии РФ им. Глинки Петр Тимофеевич Абашеев). Петр Тимофеевич и Лариса Петровна многие годы вместе – в жизни, на сцене, в училище… В том, что судьба Л. Сахьяновой сложилась так счастливо, в том, что состоялся этот фестиваль, ей посвященный, конечно, заслуга и Петра Тимофеевича Абашеева, его любви и забот…

За дирижерским пультом оркестра, которым сопровождался весь фестиваль, находился народный артист Бурятии, лауреат Государственной премии республики Михаил Лазаревич Балдаев, в течение 30 лет маэстро вел практически все спектакли, где танцевала Лариса Сахьянова.

Так сложилось, что все, что касается бурятского балета, его истории, так или иначе связано с творчеством Л.П. Сахьяновой, начиная с 1946 года, когда, приехав из Москвы, где училась, она поступила в музыкально-драматический театр Улан-Удэ.

Со временем все яснее становится значение деятельности Л. Сахьяновой, значимость её личности в развитии культуры республики. Два выдающихся деятеля театра – Лариса Сахьянова – балерина

и певец Лхасаран Линховоин – вывели искусство Бурятии на мировую звездную орбиту. Звезда Л. Сахьяновой остается путеводной для тех, кто выбрал своей профессией балет, сцену.

Открылся занавес фестиваля, и экран подарил нам мгновения танца Л. Сахьяновой, запечатленные на киноленту. Затих зрительных зал, а все, кто был за кулисами, вмиг оказались почти на сцене! Лишь бы хоть краем глаза увидеть…! А потом в глубине распахнутой сцены из шатра, словно сотканного из нежной лазури байкальского воздуха, в окружении юных учениц появилась сама Лариса Сахьянова.

Один за другим в переливах музыки и света возникли любимые образы, её сценические творения:

Ангара из национального балета «Красавица Ангара». Образ Ангары Л. Сахьяновой стал своеобразным символом бурятского балета.

Белый Лебедь-Одетта из «Лебединого озера» – с воплощением образа девушки-птицы родилась Сахьянова-Балерина.

Жизель – любовь земная и любовь небесная… – какой простор для актрисы! Такой актрисы как Л. Сахьянова.

Мехменэ-Бану – восточная царица «Легенды о любви» Назима Хикмета… Её трагическая красота незабываема…

Зарема из пушкинского «Бахчисарайского фонтана» – «истина страстей», глубина чувств, вдохновенная экспрессия пластики…

Китри – когда Л. Сахьянова танцевала героиню балета «Дон Кихот», солнечная энергия праздника захватывала всех!

Кармен – «Здесь страшная печать отверженности женской

За прелесть дивную, – постичь ее нет сил…» – эти строки А. Блока могли стать поэтическим эпиграфом к образу Кармен-Сахьяновой.

Воспетая в стихах Персиянка. Представлявшую этот образ солистку балета ученицу Л.П. Сахьяновой Елену Кунтохиеву встретил шквал аплодисментов. Так было всегда, везде, где бы ни танцевала Л. Сахьянова свой знаменитый номер – и на родине, и во многих странах мира…

Наверное, сцена где-то в тайнике своего зазеркалья хранит образы танца Ларисы Сахьяновой. Ведь сцене отдано 40 лет! Целая жизнь. Сколько было преодолений, радости и тревог… Сколько мгновений истинного восторга доставила Л. Сахьянова своим зрителям! И зритель помнит бесконечный полет её танца, стремительность и нежность ускользающих линий рук, источающих музыку…

Доброта и человечность для Л. Сахьяновой стали главной темой творчества, а суть, философия её искусства – духовность.

Оставаясь верной себе, балерина «преображала» характеры, погружаясь в собственный неповторимый мир актерской и пластической индивидуальности. Так родилось своеобразнейшее художественное явление – театр Ларисы Сахьяновой.

Но балерина покинула сцену. А нам осталась лишь легенда – недосягаемо прекрасная и еще такая близкая… Как же поведать о ней тем, кто не знает, не застал искусство Сахьяновой? Это невозможно, танец, балет нужно только видеть… Осталась кинопленка, правда, ее так мало. Любители балета поняли и восхитились тем, что было показано. Но еще раз подтвердилась истина о том, что кинолента даёт далеко не полное впечатление от актерской личности, лишая магии живого контакта.

Поэтому остается лишь свято верить тому, что прекрасное вечно, что каким-то чудодейственным образом частицы таланта Ларисы Сахьяновой продлят жизнь в танце тех, кто на сцене сегодня, искрой Божьей, возгорятся в искусстве тех, кто придет в балет завтра.

Четыре дня продолжался фестиваль, четыре дня демонстрировали свое искусство мастера сцены, дерзали молодые.

Вслед за гала-концертом, открывшим фестиваль большой программой, шла «Жизель» – один из любимых романтических балетов Л. Сахьяновой. Спектакль прошел на «подъеме» – зритель в полной мере оценил мастерство и творческую самоотдачу новосибирцев Т. Кладничкиной и В. Григорьева. Воплощение центральных образов привлекло совершенством техники, детальной психологической нюансировкой хореографии. В партии повелительницы виллис Мирты выступила ученица Л. Сахьяновой Г. Батурина, чей облик отличался особенной красотой, а росчерк танца был воздушен. Вся труппа показала достойный профессиональный уровень, «Жизель» остается одним из лучших балетов в репертуаре театра.

Следующим был показан «Щелкунчик» П. Чайковского – спектакль хореографического училища, где в образах Маши-принцессы и Щелкунчика-принца вновь предстали Т. Кладничкина и В. Григорьев. Перед открытием занавеса все заметно волновались, дети, участники спектакля, говорили, что они будут очень стараться, и обещали танцевать «с душой», как Лариса Петровна Сахьянова – первый художественный руководитель училища. Это слова самых юных, тех, кто выйдет на самостоятельный путь из стен училища в 21 веке!

Зрительный зал, состоявший в основном из такой же по возрасту публики, щедро аплодировал, а порой, не выдержав, срывался с мест и танцевал вместе со сценой!

Вечером была дана «Красавица Ангара» Л. Книппера, Б. Ямпилова – классика бурятской сцены. Скоро юбилей, спектаклю исполняется 35 лет, 27 из них главную партию танцевала Л. Сахьянова, ее Ангара – душа балета.

Показанный спектакль был необычен тем, что в нем в образах Ангары, Енисея, Черного Вихря, сменяя друг друга, выходили разные артисты: народная артистка России Е. Самбуева, Е. Кунтохиева, М. Лубсанова, заслуженный артист России А. Павленко, Б. Надмитов, народный артист России Ю. Муруев, заслуженный артист Бурятии В. Бородин, З. Хусаев.

Идет время, свой сказочный мир «Красавица Ангара» открывает новым исполнителям…

Завершил фестиваль бенефис в честь Л. Сахьяновой. Ларису Петровну чествовала вся республика, представители Монголии, города-соседи.

В сверкающем потоке речей и подарков, среди редких островков творческой программы – выступлений гостей, солистов оперы и балета, Л. Сахьянова оставалась центром духовного притяжения. Поэтому зритель так встретил искреннее, прерывающееся от волнения стихотворное «приношение» давнего поклонника балерины, человека военного, полковника Томилина… И так отозвалось в сердце поэтическое объяснение в любви первого партнера Ларисы Сахьяновой Цыдена-Еши Бадмаева: «Одетта, я люблю тебя, Влюбленный старости не знает!».

И волны всеобщей любви шли к Ларисе Сахьяновой, цветами бесконечной благодарности ложась к ее ногам…

Заключительным аккордом бенефиса был момент, когда, торжественно прошествовав через зрительный зал, на сцене, рядом с Л. Сахьяновой, оказались балетная труппа театра и хореографическое училище. Зримо Лариса Сахьянова судьбой своей объединила настоящее и будущее бурятского балета.

В дни фестиваля на долю коллектива балета легла большая ответственность и основательная нагрузка. Артисты и солисты работали с отдачей, каждый воспринимал свое участие как дань уважения выдающейся балерине.

Фестиваль стал праздником балета и вместе с тем обнаружил проблемы, боль…

Это тема для серьезного анализа, или, лучше всего, умных действий серьезного художника-профессионала, способного повести коллектив, объединив его творческой идеей.

Одной из задач фестиваля было хоть как-то поддержать балет сегодня, обратить внимание, помочь обрести себя в новых жестких условиях существования.

Как первый шаг – создан благотворительный фонд Л. Сахьяновой, призванный поощрять одаренных людей.

Генеральный директор межрегионального торгового дома «Ариг Ус» Е.К. Ханхалаев предложил сделать фестиваль традиционным. Л.П. Сахьянова согласилась с этим, ведь, привлекая истинные таланты, фестиваль может обрести размах, и это тоже один из стимулов творческого возрождения. «Ариг Ус», доказавший на деле свою приверженность прекрасному, готов воплотить идею в реальность, выступая твердым экономическим гарантом.

Что ж… Пусть задуманное сбывается… Пусть звездное имя Л. Сахьяновой, осенившее фестиваль, принесет всем счастье.

 

Л. Мартыненко – театровед.