Среда, 21 апреля 2021
г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 3

Он был устремлен в будущее… Автор: заслуженный деятель искусств Республики Бурятия Лилия Мартыненко

Петр Тимофеевич Абашеев – народный артист России, лауреат Государственной премии России им. М.И. Глинки, вся его жизнь была посвящена искусству родной Бурятии. Сегодня исполняется ровно год, как его нет с нами …

Когда в 1955 году двадцатилетний Петр Абашеев – представитель Ленинградской балетной школы – появился в г. Улан-Удэ в Бурятском оперном, вокруг заговорили: «Наконец-то! В балет богатырь пришел» Действительно, ему многое оказалось по плечу. Бог одарил его щедро! Ведущий солист балета, многие годы художественный руководитель труппы, автор-постановщик балетных спектаклей, балетмейстер-репетитор, педагог, П. Абашеев имеет работы в кино и на ТВ. Прирожденный лидер, он вырос в театрального и общественного деятеля в том идеальном значении, когда человек не просто воплощает свои замыслы, а борется за справедливость, помогает слабому, когда «чужого горя не бывает». За 30 лет сценической карьеры П. Абашеев исполнил почти весь репертуар театра, он зачастую был первым интерпретатором, зачинателем исполнительской традиции. Не очень-то жаловал «страдающих лирических принцев», привлекали характеры сложные, требующие драматической выразительности. Из ряда таковых – главный герой балета «Барышня и хулиган», Спартак, Пер Гюнт, Абдерахман из классической Раймонды, Патер Лоренцо («Ромео и Джульетта»), Момун из балета «Белый пароход» по повести Ч. Айтматова. Эти создания артиста отмечены художественной неповторимостью, зрелостью мастерства. Особая страница – национальные бурятские спектакли, вот их названия: «Во имя любви», «Цветы жизни», «Гэсэр», «Сын земли» Ж. Батуева, и, конечно, знаменитая «Красавица Ангара» Л. Книппера, Б. Ямпилова, которая в 1958 году накануне II декады бурятского искусства в Москве чудесным образом обвенчала Петра Абашеева и приму бурятского балета Ларису Сахьянову. С тех пор они всегда были вместе. Расстались лишь однажды, когда в сезон 1979-80 годов П. Абашеев работал в Мексике в Национальном театре и Академии хореографии … Выдержал всего год, ужасно тосковал …

Да, всюду вместе – танцевали тысячи спектаклей, объездили с гастролями весь мир, мечтая о будущем, рядом стояли у колыбели своего детища – хореографического училища, где начали преподавать с открытия, с 1961 года. Народная артистка СССР Л.П. Сахьянова стала первым художественным руководителем, позже в 1986 году, эстафету принял П. Абашеев. Сделано 28 выпусков. Питомцы училища разлетелись по всем государствам Содружества, работают за рубежом, составили несколько поколений Бурятского государственного академического театр оперы и балета и других коллективов республики.

Так сложилось – жизнь П. Абашеева стала частью истории бурятского балета, вобрав в себя и период становления, и счастливое время расцвета, и трудности сегодняшнего дня. Кажется, совсем недавно П.Т. Абашеев на традиционном празднике училища «Посвящение в профессию» впервые вывел на сцену театра «именинников» – первоклассников набора 1997-1998 учебного года. Напутствуя малышей, П.Т. Абашеев подчеркнул, что эти дети шагнут в третье тысячелетие, что они должны взять с собой все самое-самое лучшее!

Петр Тимофеевич был устремлен в будущее, полон энергии и любви. Всегда самый молодой среди молодых, он буквально «растворялся» в учениках. «Не чувствую, что мне 60, и никогда не почувствую!» – вот его слова. И еще: «Наверное, остановлюсь на бегу!…» Так и случилось. Он ушел неожиданно, остановилось сердце. Он себя не берег …

Статья опубликована в газете «Бурятия» 1 декабря 1998 года.